Важно знать

Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

30.03.2024
развернуть
Основные причины семейного неблагополучия
и их профилактика
 

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей.  

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

  • недостаточная забота;
  • неправильный уход и питание;
  • физическое и сексуальное насилие;
  • игнорирование душевного мира и переживаний

Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей  семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.

Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть  одного из супругов, вступление в повторный брак.

Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка. Возможны три варианта развития событий:

  1. ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;
  2. ребенок превращается в «громоотвод» - объект эмоциональной разрядки обоих родителей; 
  3. ребенок делают инструментом в разрешении конфликта.

В первом случае  ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров. Ребенок может замкнуться в себе.

Во втором случае ребенка кидают из одной крайности в другую: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить  его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, травмирует психику.

В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок теряет ориентиры, привыкает манипулировать людьми в своих интересах. Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:

  • эмоциональную нестабильность,
  • неуверенность в себе,
  • тревожность,
  • замкнутость, отчужденность.

Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье.

Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети.

  1. «Герой семьи», ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.
  2.  «Проблемный ребенок». Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
  3. «Потерянный». Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми,  и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей,  которая характеризуется:

  • низкой педагогической культурой;
  • провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;
  • грубостью ребенка;
  • неповиновением;
  • отчуждением ребенка от коллектива, семьи.

В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи - источник безнадзорности детей и подростков.

 

свернуть

Легкие деньги - тяжёлые последствия

05.04.2024
развернуть

Безопасность на железной дороге

05.04.2024
развернуть

   

 

 

 

свернуть

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

19.03.2024
развернуть

Родителям на заметку

 

Вечером 10 марта в деревне Рыбцы Пуховичского района пропали две маленькие девочки, двух и четырёх лет. Было известно, что девочки находились у бабушки, а около 18.20 часов они пошли к себе домой на другую улицу, но до  дома не дошли. В краткие сроки на месте развернулась масштабная поисковая операция. Более 600 человек участвовали в поисках детей, задействовалось 50 единиц техники. В 03-18 дети были обнаружены в лесном массиве возле садового товарищества «Колос Золотой» на расстоянии около 2,5 км от деревни Рыбцы.

Ситуации, когда дети идут гулять в лес без родителей, а потом теряются, происходят нечасто, но имеют место быть. Поэтому родители должны сыграть на упреждение и заранее позаботиться о безопасности своих детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Не отпускайте дошкольников и младших школьников гулять без сопровождения взрослых – сопровождайте их сами либо заручайтесь помощью других взрослых.

Пересмотрите свое отношение к самостоятельным возвращениям детей домой – это фактор везения, на который полагаться не стоит.

При подозрении, что дети потерялись, сразу звоните в экстренные службы.

ЕСЛИ ВЫ ЖИВЕТЕ РЯДОМ С ЛЕСОМ:

Скажите детям, что лес – это не место для игр. 

Расскажите, какие опасности могут поджидать их в лесу.

Научите, что нужно делать, если потерялся:

- при наличии мобильного телефона – позвонить родителям или спасателям по номеру 101 или 112;

- оставаться на месте и громко звать на помощь;

- не бояться откликаться на свое имя, если зовут чужие люди;

- не подходить к водоемам и болотам;

- не есть незнакомые ягоды и грибы;

- при встрече с диким животным не двигаться и не нападать на него — нужно дать животному возможность спокойно уйти.

Берегите себя и своих близких!

 

свернуть

Безопасность детей - задача взрослых

23.01.2024
развернуть

Безопасность детей – задача взрослых!

Безопасность…  Казалось бы, известное всем слово – все понимают, что оно обозначает, все хотят жить в безопасности. Но, как показывает статистика, не все еще полностью осознают, как эту самую безопасность обеспечить. И, к сожалению, наше «неосознание» зачастую приводит к непоправимым последствиям…

…Сообщение о загорании жилого дома в д. Коробчино Мстиславского района поступило спасателям вечером 16 января. Звонила соседка, к которой прибежала девочка и сообщила, что у неё в доме пожар.

 Когда спасатели прибыли к месту вызова, происходило горение внутри дома, создалось плотное задымление. Соседи сообщили, что в доме находятся два человека, в том числе ребёнок. Работники МЧС обнаружили, вынесли на свежий воздух и передали работникам скорой медицинской помощи мужчину 1989 г.р. (сожителя хозяйки) и ребёнка 2019 г.р .(сына хозяйки). К сожалению, медики констатировали смерть обоих. Дочь хозяйки 2013 г.р., которая обнаружила пожар, была госпитализирована с ожогами 20% тела.

Да, мы не можем постоянно быть рядом и контролировать своих детей родители. Но, как бы то ни было, в плотном графике повседневных дел нам, родителям, необходимо найти время для обучающих моментов.

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что создание безопасных условий проживания для детей – это ваша прямая обязанность. Отремонтируйте электрическую проводку, печное отопление. Вспомните сами и напомните детям, как безопасно эксплуатировать электроприборы: не перегружать электросети, не оставлять электроприборы включёнными в сеть без присмотра и на ночь (это касается и мобильных телефонов). Установите автономный пожарный извещатель, который громким звуковым сигналом предупредит о начинающемся пожаре.

Напоминайте детям, к каким последствиям могут привести их игры с огнем. Если в семье маленькие дети, то прячьте как можно дальше спички и зажигалки. В любом случае (независимо от возраста детей) объясняйте мальчишкам и девчонкам, что делать при возникновении любой чрезвычайной ситуации: каждый ребенок должен знать, по какому номеру вызывать спасателей (101 или 112), что сообщать диспетчеру и куда выходить из опасной зоны – не прятаться под кровать или в шкаф, а выбегать на улицу. И, конечно, не оставляйте малолетних детей без присмотра.

При этом не забывайте, что одним из действенных способов обучения ваших детей является ваш личный пример: соблюдайте правила пожарной безопасности!

Берегите себя и своих близких!

 

 

 

свернуть

Вышестоящие организации

развернуть

Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского районного исполнительного комитета

Адрес Интернет-сайта: stolbtsy-edu.gov.by

 

Главное управление спорта и туризма Минского областного исполнительного комитета

Адрес Интернет-сайта: usitmoik.gov.by

 

Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета

Адрес Интернет-сайта: uomoik.gov.by

 

Министерство образования Республики Беларусь

Адрес Интернет-сайта: edu.gov.by

 

свернуть

О новых нормах по бесплатному питанию

развернуть

С 29 ноября 2014 года на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 1104 установлены новые денежные нормы по бесплатному питанию. Дотация - 3 780 с 1 января 2015 г.

КАТЕГОРИЯ

НОРМА

Горячее питание

1-4 классы

11,762

1-4 классы

одноразовое

15.542 (11.762 + 3.780)

двухразовое

23.384 (19.604 + 3.780)

трехразовое

27.856 (24.076 + 3.780)

5-8 классы

одноразовое

17.212 (13.432 + 3.780)

двухразовое

26.166 (22.386 + 3.780)

9-11 классы

одноразовое

18.015 (14.235 + 3.780)

двухразовое

27.505 (23.725 + 3.780)

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

развернуть

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть